Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Консультация  для родителей

Из опыта работы руководителя физической культуры Рисовой Р.Г.

«Лыжная подготовка дошкольников»

 

Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий и снаряжение  юного лыжника.

    Уже в начале нашего столетия передовые педагоги все больше и больше уделяли внимания лыжному спорту детей.     Известный русский педиатр, гигиенист В. В. Гориневский отмечал, что в России издавна и стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Известно, что на Севере зимние месяцы преобладают над  тёплыми (шесть заснеженных месяцев), что позволяют нам проводить с дошкольниками лыжные прогулки.  Ходьба на лыжах укрепляет физическое здоровье детей, является отличным закаливающим средством, способствует развитию быстроты, выносливости, координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания, оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если материал, предоставленный детям, преподносится с помощью ИГРЫ. Лыжные прогулки  – это копилка совместных радостей, воспоминаний, впечатлений.  Проведению лыжных прогулок и занятий с детьми предшествует тщательная подготовка, так как многие дети, придя в детский сад незнакомы с лыжами.  И на помощь приходит игра, через игру и с помощью игры мы проводим последовательную работу: валеологические беседы (в доступной форме рассказываем о значении занятий на лыжах, об одежде, обуви для них, правилах хранения лыжного инвентаря и уходе за ним, правилах безопасного поведения во время ходьбы на лыжах);  игровые упражнения;  имитационные упражнения (во время НОД по физической культуре, на утренней гимнастике и т.п. «Охотник на лыжах», «Быстрый лыжник» и т.д.);  подвижные игры; ознакомление с правилами пользования лыжами (детей учим переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи, чистить от снега).

Для достижения оптимального результата ходьбы на лыжах в старшем дошкольном помогает то, как дети с младшего дошкольного возраста овладевают двигательными умениями  и навыками, и как мы взрослые обеспечиваем режим двигательной активности детей.  

Методические советы родителям «Лыжная подготовка дошкольников».

Эффективность проводимой работы во многом зависит от желания и настроения ребенка. А желание и настроение его зависит от того насколько удобно и доступно ему оборудование для лыжных прогулок, то есть лыжи.

Подготовительный период:

Вначале важно умение,  как правильно надевать и снимать лыжи, закреплять в крепления обувь (ботинки, валенки). Подготовьте все заранее: отрегулируйте крепления, пусть ребенок потренируется самостоятельно одеть лыжи. Такую подготовку можно провести и в помещении, т.к. это может занять чуть больше времени, чем Вы предполагали. Ребенку, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент: покажите простейшие правила транспортировки. Скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу, или обхватив рукой нести на плечах, вверх носками; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.

Правила ходьбы на лыжах для детей:

  1. 1.Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего.
  2. 2.Не разговаривать на дистанции.
  3. 3.Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.
  4. 4.Скатываться со склона (с горки) только тогда, когда внизу никого нет или с помощью взрослого.

Итак, подготовительный этап позади, впереди вас ждет лыжня. Начнем с простого: предложите ребенку постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом. Первое время постарайтесь с ребенком ходить на лыжах на более ровной поверхности. Не спешите учить ребенка скользящему шагу! Дайте малышу время освоиться с новой зимней забавой! Самым простым способом передвижения на лыжах является ступающий шаг. Обучение передвижению ступающим шагом начинают без палок с поднимания носков лыж, отрывая их от снега. Во время ступающего шага туловище наклонено немного вперед. Правую сгибают в коленном суставе, поднимают и выносят вперед. Это позволяет поднимать носковую часть лыжи, прижимать задний конец к снегу, делать шаг вперед с легким пристукиванием и переносить тяжесть на правую ногу. Так же делают шаг левой ногой, положения рук при этом координируются с движением как при обычной ходьбе. После этого овладевают скользящим шагом, который выполняют из положения стойки лыжника. Маленькие детки воспринимают движение (упражнение) целиком, поэтому не показывайте ему и не объясняйте движение по частям. Покажите, как нужно перемещаться целиком. Пройдитесь немного сами, попросите посмотреть: «Смотри, как я умею!». И попросите ребенка повторить: «А теперь покажи, как ты умеешь это делать!».  Ребенок скопирует Ваши движения полностью. Если же ребенок самостоятельно боится пройти, то будьте с ним обязательно рядом или же поддержите его во время ходьбы за руки.

Игры во время ходьбы по лыжне.

Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки, спусков, подъемов, развивается функция динамического равновесия, игровые движения способствуют выработке умений управлять своими движениями.

Кроме того игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей - добежать

 

до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток и т.п., развивают чувство товарищества, взаимопомощи.

Но для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений.

"Пройди и не задень": Лыжные палки расставить на расстоянии 2-2,5 м. друг от друга. Пройти надо так, чтобы не задеть ни одну палку, огибая их с правой и левой стороны.

"Восьмёрка": Обозначить на площадке цветными флажками восьмерки (диаметр не менее 3 метров). Играющие должны пройти по проложенной фигуре и не сойти с рисунка.

 «Звездочка»: Ребёнок рисует  на ровной поверхности звёздочку, путём переступания в левую (в правую) сторону.

"Ворота":  Подходя по лыжне к воротикам, образованных из лыжных палок, ребенок сгибает ноги сильнее и проходит через них, стараясь не сбить.

«Шире шаг»: Взрослый отмечает флажками лыжню, расстояние которой  20-25 м от одного конца до другого. Предлагает ребенку преодолеть это расстояние, делая широкие скользящие шаги. Чем меньше проделано шагов на этом расстоянии, тем лучше результат.

Определение  размера лыж в соответствии с возрастом ребёнка.

Для малышей высота лыжи должна быть до локтя, для старших дошкольников – по поднятой вверх руке без учета кисти. У старших крепление полужесткое, носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3-4 см. Лыжные палки ниже уровня плеч на 3-5 см. Ботинки должны быть с широким носком, со шнуровкой и двойным языком, размер на 1-2 номера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной. Если  же лыжи деревянные, то крепление надо подбирать под обувь ребенка (валенки).

Уход за лыжами.

Уход за детскими лыжами такой же, как и за взрослыми, т.е. они должны быть просмолены, натерты соответствующей мазью. Некоторые общие правила ухода за лыжами дети должны знать:

  • §перед тем, как внести лыжи в помещение, их надо: очистить от снега, протереть тряпкой;
  • §обувь (ботинки или валенки) просушивать вдали от батареи отопления, вынимать стельки;
  • §уметь складывать лыжи скользящими поверхностями одна к другой: закреплять передний и задний концы.

Лыжные палки.

Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способствует выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам.

При ходьбе на лыжах, дети копируют движения взрослых лыжников, но не отталкиваются палками, а лишь переставляют их. Поэтому, давать или не давать лыжные палки ребенку – решать родителям. Если малыш просит дать ему лыжные палки, то лучше не отказывать (рассказать, как правильно надо ставить лыжи во время ходьбы на лыжах), ведь наша задача – сформировать положительные эмоции у ребенка при катании на лыжах.

Немаловажно обратить внимание на:

Одежда ребенка. Ходить на лыжах маленьким детям лучше всего в легких валенках или специальных ботинках. Одевая ребенка, не перекутывайте его. Одежда должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений во время ходьбы на лыжах и не способствующей перегреванию ребенка. Лучше всего для этого использовать лыжный костюм, под него одевая в прохладную погоду шерстяной свитер. Младшим дошкольникам лыжи крепят к обуви при помощи мягкого носкового ремня. Помните, что дети активны, непоседливы, много двигаются. А вот поваляться на снегу любят все дети!

Важно.  В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления. Кроме того, старшие дети, (особенно мальчики) склонны к переоценке своих сил и возможностей, нередко затевают соревнования, бег наперегонки, а это как раз и приводит к нервному и физическому переутомлению.

Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам.

Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег – это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей, затрудняет ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10 – 12 часов дня.

 

Успехов и здоровья Вам и Вашим детям!

 

 

Информацию подготовила:

Руководитель физического воспитания Рисова Р.Г.