Печать 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад села Катравож

 

Согласовано

Зам. директора по УВ

___________________

«___»__________2014г.

Утверждаю

Директор  МОУ

Школа с. Катравож                                                                                   ____________________                  

«__»_________2014г.

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности  «Робототехника»

 

По научно-познавательному направлению

Учитель Кузьмина Татьяна Владимировна, II квалификационная  категория

Год составления 2014-2015 учебный год

Класс 1-4  общеобразовательные

Общее количество часов по плану 124

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ Школа - детский сад села Катравож

«___» _______________2014г.                                                                                                                                                    ____________________

                                                                                                                                                                                                                 (подпись учителя)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

«___» ______________2014г.                                                                         Протокол № ___________________

 

Руководитель ШМО _____________________________                                      ____________________

                                        (фамилия, имя, отчество)                                                    (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Катравож

2014г.

Пояснительная записка.

            Данная программа содержанит  программы «ЛЕГО – конструирование» для 1- 4 классов. Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка  и побуждает получать знания дальше,  учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.

            Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.  Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка  и побуждает получать знания дальше. Кружок по Лего-конструированию может вести учитель не только информатики, но и физики, технологии, а также и совсем не педагог, а обычный инженер. Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать.

 

            Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
        

             Основными задачами кружка Лего-конструирования являются:

- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой  замысел;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;

- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

           

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1 класс

 

 

 

 

Тема занятия

 

Краткое описание темы занятия

 

Кол – во

часов

1

Знакомство с ЛЕГО

Познакомить детей с конструктором ЛЕГО.

1

2

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается

Более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО.

1

3-4

Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета

Знакомство детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря.

Развитие эмоциональной сферы.

2

5-6

«Исследователи кирпичиков»

Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря.

Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога.

Развитие графических навыков.

2

7-8

 Волшебные кирпичики

 Продолжить знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу

 

2

9-10

 «Исследователи формочек»

 Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

2

11-13

 Наш двор

 Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.

3

14

 Улица полна неожиданностей

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения

 

1

15-16

 Городской пейзаж

 Дать учащимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек.

2

17-18

 Сельскохозяйственные постройки

Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села.

 

2

19

Школа, школьный двор

Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села.

1

20

 

 Школа, школьный двор

 Обратить внимание детей на здание родной школы, свой школьный двор; оценить положительные и отрицательные характеристики школьного здания и прилегающей к нему территории.

1

21-23

 «Транспорт»

Обобщить знания учащихся о транспорте.

3

24-26

«Воздушный транспорт, космос»

Обобщить знания учащихся о космических объектах.

3

27-29

 Животные

 Обобщить знания учащихся о домашних животных.

 

3

30

ЛЕГО-подарок для мамы

Воспитывать чувство уважения к маме, своим родителям.

 

1

31

Любимые сказочные герои (По сказкам А. С. Пушкина)

 Прививать любовь к чтению, обобщить знания учащихся о Пушкине и его произведениях.

1

 

 

 

 

Содержание программы

2класс

 

 

 

Тема занятия

 

Краткое описание темы занятия

Кол – во

часов

1

Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки

Вспомнить основные детали LEGO DUPLO, вспомнить способы крепления, формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек.

1

2

«Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид»

Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид.

1

3-4

Московский зоопарк

Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей, рассказать о Московском зоопарке, вспомнить названия животных.

2

5-6

Наш двор

Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.

2

7-8

Постройка моделей старинных машин

 Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами.

2

9-10

Улица полна неожиданностей

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения.

2

11-13

Новогодние игрушки. Фантазируй!

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления

3

14

 Динозавры

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни.

1

15-16

 «Персонажи любимых книг»

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO DACTA.

2

17-18

 Животные в литературных произведениях

 Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; освоение навыков передачи характерных черт животных средствами конструктора LEGO DACTA. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова «Храбрый утенок

2

19

Военная техника (к 23 февраля)

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка.

1

20

 Космические корабли

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами космических кораблей.

1

21

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики» из LEGO.

1

22-23

Твой город. Твоя улица.

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, , рассказать о городе в котором мы живем.

2

24-25

 Главная улица города

 Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе

2

26-28

 Достопримечательности города

 Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе.

3

29-31

 Итоговый урок. Фантазируй!

 Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу.
Оборудование: Наборы LEGO DACTA в достаточном количестве

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

3 класс

 

 

 

 

Тема занятия

 

Краткое описание темы занятия

Кол – во

часов

1-3

 Вводный урок. «Я шагаю по Москве».

Познакомить с темой  «Я шагаю по Москве», развитие умения сравнивать
Материал: демонстрация видеофильма «Москва сегодня»; прослушивание с аудиокассеты «Гимн города», схема древней Москвы «Москва в прошлом, XVII в.» (рисунок)

3

4-6

 Старомосковский дом. Гармония жилья и природы

Расширить и закрепить знания детей, полученные на уроках; -учить детей создавать художественный образ посредствам макетирования.

3

7-9

 Архитектура

 Введение в понятие «архитектура»

3

10-12

 Архитектурные формы разных стилей и эпох.

Развитие конструктивного воображения детей;         -умение анализировать по картинке

3

13-15

 У стен Кремля

Развитие конструктивного воображения детей;         -   
Материал: демонстрационный фотоматериал Кремль

3

16-18

 Башни Кремля

Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи: развивать умение ребят работать в группах.

3

19-21

Башни Кремля.

Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение ребят работать в группах.
Материал: демонстрационный фотоматериал башни Кремля; схема расположения башен Кремля; технологические карточки с изображением башен; детали конструктора

3

22-24

Соборы Кремля.

Развитие конструктивного воображения

3

25-27

 Красная Площадь. Собор Василия Блаженного

 Развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе
Материал: демонстрационный фрагмента видеофильма «Красная площадь», схема Красной площади; фото собора Василия Блаженного; цветная бумага; детали конструктора

3

28-30

 Дом Пашкова.

Учить анализировать образец; развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе; активация речи.

3

31

 «Москва сегодня» с просмотром фильма о Москве современной, и с произвольной темой конструирования.

Просмотр фильма о Москве современной,  произвольная тема конструирования

1

 

Содержание программы

4 класс

 

 

 

Тема занятия

 

Краткое описание темы занятия

Кол – во

часов

1-3

Вводный урок. Энергия как физический процесс

Повторить тему <Виды энергии> (3 класс), собрать модели по технологической карте 9680 (повторение (3 класс), учиться работать в группе

3

4-6

 Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк.

 Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии ветра; Собрать модель ветряка по технологической карте 9681, учиться работать в группе;

3

7-9

 Энергосберегающие технологии. Энергия воды. Гидроэлектростанция

 Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте 9681; учиться работать в группе;

3

10-12

 Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца.

Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе.

3

13-15

Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца.

Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель автомобилей, работающих от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе.

3

16-18

  Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором, датчиками, микрокомпьютером RCX.

Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX, его функциональными клавишами; познакомить детей с правилами подсоединения датчиков.

3

19-21

 Знакомство с творческой средой

Познакомить детей с творческой средой RoboLab; познакомить детей с тремя составляющими частями среды ROBOLAB; познакомить детей с языком программирования Lab View; выполнить программу Plot.

3

22-24

 ROBOLAB-конструирование

Познакомить детей с разделом Конструирование RoboLab; познакомить детей с панелью инструментов, функциональными командами; составить программу в режиме Конструирования.
Оборудование: творческая среда ; конструктор RoboLab 9723; Микрокомпьютер RCX; световой датчик, датчик касания.

3

25-27

 Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм.

Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе.

3

28

 Светофор
 

Собрать модель светофора, который работает днём; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе.

1

29

 Светофор. Условный алгоритм (ветвление).

Собрать модель светофора, который работает в режиме <день и ночь>; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе

1

30

Шлагбаум с электроприводом.

 

 Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия.; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе.

1

31

Ворота с электронным управлением

Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе.

1

 

            УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать  модели  при  помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

            УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

            Ожидаемые результаты:

Развить познавательные умения и навыки  учащихся;

Уметь  ориентироваться в информационном пространстве;

Уметь самостоятельно конструировать свои знания;

Уметь  критически мыслить.

Участие в лего- конкурсах.

 

Курс рассчитан на 124часа, 1 раз в  неделю.

Возраст детей 7-11 лет.

Срок реализации программы 4 года

            При написании данного курса, использовалась литература:

Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.

Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

Научно-популярное издания для детей « Мы едем, едем, едем!» Л.Я Гальперштейн. — М.; «Детская литература», 1985.

Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.

Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.

Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.

Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE», 1994.