Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа - детский сад села Катравож
Согласовано Зам. директора по УВ ___________________ «___»__________2014г. |
Утверждаю Директор МОУ Школа с. Катравож ____________________ «__»_________2014г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Робототехника»
По научно-познавательному направлению
Учитель Кузьмина Татьяна Владимировна, II квалификационная категория
Год составления 2014-2015 учебный год
Класс 1-4 общеобразовательные
Общее количество часов по плану 124
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ Школа - детский сад села Катравож
«___» _______________2014г. ____________________
(подпись учителя)
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
«___» ______________2014г. Протокол № ___________________
Руководитель ШМО _____________________________ ____________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
с. Катравож
2014г.
Пояснительная записка.
Данная программа содержанит программы «ЛЕГО – конструирование» для 1- 4 классов. Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Кружок по Лего-конструированию может вести учитель не только информатики, но и физики, технологии, а также и совсем не педагог, а обычный инженер. Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Основными задачами кружка Лего-конструирования являются:
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Содержание программы
1 класс
|
Тема занятия |
Краткое описание темы занятия
|
Кол – во часов |
1 |
Знакомство с ЛЕГО |
Познакомить детей с конструктором ЛЕГО. |
1 |
2 |
Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается |
Более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО. |
1 |
3-4 |
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета |
Знакомство детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. |
2 |
5-6 |
«Исследователи кирпичиков» |
Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков. |
2 |
7-8 |
Волшебные кирпичики |
Продолжить знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу
|
2 |
9-10 |
«Исследователи формочек» |
Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. |
2 |
11-13 |
Наш двор |
Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. |
3 |
14 |
Улица полна неожиданностей |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения
|
1 |
15-16 |
Городской пейзаж |
Дать учащимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек. |
2 |
17-18 |
Сельскохозяйственные постройки |
Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села.
|
2 |
19 |
Школа, школьный двор |
Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села. |
1 |
20 |
Школа, школьный двор |
Обратить внимание детей на здание родной школы, свой школьный двор; оценить положительные и отрицательные характеристики школьного здания и прилегающей к нему территории. |
1 |
21-23 |
«Транспорт» |
Обобщить знания учащихся о транспорте. |
3 |
24-26 |
«Воздушный транспорт, космос» |
Обобщить знания учащихся о космических объектах. |
3 |
27-29 |
Животные |
Обобщить знания учащихся о домашних животных.
|
3 |
30 |
ЛЕГО-подарок для мамы |
Воспитывать чувство уважения к маме, своим родителям.
|
1 |
31 |
Любимые сказочные герои (По сказкам А. С. Пушкина) |
Прививать любовь к чтению, обобщить знания учащихся о Пушкине и его произведениях. |
1 |
Содержание программы
2класс
|
Тема занятия |
Краткое описание темы занятия |
Кол – во часов |
1 |
Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки |
Вспомнить основные детали LEGO DUPLO, вспомнить способы крепления, формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек. |
1 |
2 |
«Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид» |
Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид. |
1 |
3-4 |
Московский зоопарк |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей, рассказать о Московском зоопарке, вспомнить названия животных. |
2 |
5-6 |
Наш двор |
Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. |
2 |
7-8 |
Постройка моделей старинных машин |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами. |
2 |
9-10 |
Улица полна неожиданностей |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. |
2 |
11-13 |
Новогодние игрушки. Фантазируй! |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления |
3 |
14 |
Динозавры |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни. |
1 |
15-16 |
«Персонажи любимых книг» |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO DACTA. |
2 |
17-18 |
Животные в литературных произведениях |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; освоение навыков передачи характерных черт животных средствами конструктора LEGO DACTA. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова «Храбрый утенок |
2 |
19 |
Военная техника (к 23 февраля) |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка. |
1 |
20 |
Космические корабли |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами космических кораблей. |
1 |
21 |
Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики» из LEGO. |
1 |
22-23 |
Твой город. Твоя улица. |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, , рассказать о городе в котором мы живем. |
2 |
24-25 |
Главная улица города |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе |
2 |
26-28 |
Достопримечательности города |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе. |
3 |
29-31 |
Итоговый урок. Фантазируй! |
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. |
3 |
Содержание программы
3 класс
|
Тема занятия |
Краткое описание темы занятия |
Кол – во часов |
1-3 |
Вводный урок. «Я шагаю по Москве». |
Познакомить с темой «Я шагаю по Москве», развитие умения сравнивать |
3 |
4-6 |
Старомосковский дом. Гармония жилья и природы |
Расширить и закрепить знания детей, полученные на уроках; -учить детей создавать художественный образ посредствам макетирования. |
3 |
7-9 |
Архитектура |
Введение в понятие «архитектура» |
3 |
10-12 |
Архитектурные формы разных стилей и эпох. |
Развитие конструктивного воображения детей; -умение анализировать по картинке |
3 |
13-15 |
У стен Кремля |
Развитие конструктивного воображения детей; - |
3 |
16-18 |
Башни Кремля |
Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи: развивать умение ребят работать в группах. |
3 |
19-21 |
Башни Кремля. |
Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение ребят работать в группах. |
3 |
22-24 |
Соборы Кремля. |
Развитие конструктивного воображения |
3 |
25-27 |
Красная Площадь. Собор Василия Блаженного |
Развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе |
3 |
28-30 |
Дом Пашкова. |
Учить анализировать образец; развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе; активация речи. |
3 |
31 |
«Москва сегодня» с просмотром фильма о Москве современной, и с произвольной темой конструирования. |
Просмотр фильма о Москве современной, произвольная тема конструирования |
1 |
Содержание программы
4 класс
|
Тема занятия |
Краткое описание темы занятия |
Кол – во часов |
1-3 |
Вводный урок. Энергия как физический процесс |
Повторить тему <Виды энергии> (3 класс), собрать модели по технологической карте 9680 (повторение (3 класс), учиться работать в группе |
3 |
4-6 |
Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк. |
Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии ветра; Собрать модель ветряка по технологической карте 9681, учиться работать в группе; |
3 |
7-9 |
Энергосберегающие технологии. Энергия воды. Гидроэлектростанция |
Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте 9681; учиться работать в группе; |
3 |
10-12 |
Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. |
Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе. |
3 |
13-15 |
Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. |
Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель автомобилей, работающих от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе. |
3 |
16-18 |
Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором, датчиками, микрокомпьютером RCX. |
Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX, его функциональными клавишами; познакомить детей с правилами подсоединения датчиков. |
3 |
19-21 |
Знакомство с творческой средой |
Познакомить детей с творческой средой RoboLab; познакомить детей с тремя составляющими частями среды ROBOLAB; познакомить детей с языком программирования Lab View; выполнить программу Plot. |
3 |
22-24 |
ROBOLAB-конструирование |
Познакомить детей с разделом Конструирование RoboLab; познакомить детей с панелью инструментов, функциональными командами; составить программу в режиме Конструирования. |
3 |
25-27 |
Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм. |
Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. |
3 |
28 |
Светофор |
Собрать модель светофора, который работает днём; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. |
1 |
29 |
Светофор. Условный алгоритм (ветвление). |
Собрать модель светофора, который работает в режиме <день и ночь>; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе |
1 |
30 |
Шлагбаум с электроприводом.
|
Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия.; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. |
1 |
31 |
Ворота с электронным управлением |
Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. |
1 |
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
Ожидаемые результаты:
Развить познавательные умения и навыки учащихся;
Уметь ориентироваться в информационном пространстве;
Уметь самостоятельно конструировать свои знания;
Уметь критически мыслить.
Участие в лего- конкурсах.
Курс рассчитан на 124часа, 1 раз в неделю.
Возраст детей 7-11 лет.
Срок реализации программы 4 года
При написании данного курса, использовалась литература:
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.
Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
Научно-популярное издания для детей « Мы едем, едем, едем!» Л.Я Гальперштейн. — М.; «Детская литература», 1985.
Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.
Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.
Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE», 1994.